Качество горного велосипеда зависит в основном от двух параметров. Это качество рамы
на которой собран велосипед и надежность всей механики велосипеда.
Первый параметр ключевой в вопросах динамики и веса MTB. Что касается
раскрытия потенциала любой рамы, то тут, бесспорно, непревзойденным
лидером в производстве механических систем для горного велосипеда
является японская фирма Shimano. Она имеет
широкую линейку систем для MTB, обновляющуюся из года в год. Это как
простые, неприхотливые, использующиеся на очень дешевых байках, так и
профессиональные, сверхлегкие и работающие со 100% отдачей в самых
экстремальных условиях. Компоненты этой фирмы отличаются надежностью,
износостойкостью и ремонтопригодностью даже в полевых условиях.
Почти всегда при сборе горного велосипеда комбинируются элементы из
различных групп. Для частей, подверженных наибольшему износу (таких как
задний переключатель, звезды, кассета и каретка) используются механизмы
более высокого класса, а для остальных компонентов на 1-2 уровня
по-ниже. Есть также фирмы комплектующие горные велосипеды в рамках одной
только группы. Сейчас линейка shimano представлена такими группами:

Tourney
Это самая начальная группа используется при сборе детских велосипедов
и очень дешевых (до 200 зеленых) – «витринных» байков )) Компоненты
этой группы недолговечны, тяжелы и при поломке их проще выкинуть и
купить новый, чем ремонтировать. В механизмах используется много
пластика, но их покупают потому, что они дешевые. Компоненты Tourney
рассчитаны на 21 скорость.

Altus
Почти такого же низкого качества штамповки как предыдущая группа, но в
отличии от первой каждая деталь имеет уже логотип Altus. Предназначена
эта группа для сборки 21-24 скоростного «горного велосипеда».

Acera
Эта механика уже лучше двух предыдущих групп. Встречается даже на
велосипедах за 500 зеленых рублей в тех местах, где механизмы не сильно
подвержены износу. Качество работы уже намного выше, но металл еще
довольно мягкий и подвержен деформации при экстремальном использовании, а
пластик недостаточно прочен. Эти механизмы уже ремонтопрогодны и
рассчитаны на 24 скорости. MTB с такой комплекцией подойдет если вы
покупаете горный велосипед первый раз.

Alivio
Компоненты этой группы этой группы предназначены для сбора 24
скоростных байков с направленностью на туризм. Они находятся посередине
между серьезным профессиональным оборудованием и дешевыми моделями.
Механизмы Alivio более выносливы, долговечны и относительно легки.
Используются на горных велосипедах ценой 600 вечнозеленых. До 2002 года
компоненты этой группы были очень и очень хорошие.

Deore
Используется на байках ценой до 1 500 долларов. Они легки и надежны.
Первая группа в которой можно найти качественные дисковые тормоза как
механические, так и гидравлику. Линейка механизмов этой группы так
широка, что вполне можно собрать качественный горный велосипед для
кросс-кантри. Максимальное количество скоростей составляет 27.

Hone
Эта группа хоть и примерно одинакова по характеристикам со следующей
по классу линейкой LX, но все же довольно сильно отличается. Hone больше
подходит для экстремальных видов спорта,
в частности для all-moutain. На весе тут особо не экономили, поэтому
компоненты тяжеловаты для кросс-кантри. Характерная особенность в том,
что задний переключатель крепится на ось втулки, на не на раму. Система
бывает с тремя звездами и с двумя с защитой. В Европе эта группа, к
сожалению, не продается.

Deore LX
Вот мы и добрались до профессионального оборудования. Это уже совсем
другие механизмы, чем те, что были рассмотрены. Вернее между ними просто
громадная пропасть. Используется множество элементов не встречающихся
ранее. Это и тормоза с колодками, обеспечивающими параллельное сжатие,
механизмы со специальным антикоррозийным покрытием, полые шатуны, а
также система с интегрированной кареткой. Особое внимание стоит обратить
на заднюю втулку, где кроме обычного храпового механизма представлен
роллерный механизм, обожаемый всеми любителями триала. Группа Deore LX
будет лучшим выбором для хорошего 27-ми скоростного MTB, это самые
лучшие механизмы по приемлемой цене.

SLX
Это линейка появилась с 2009 года. Хоть и является модификацией LX —
SuperLX, но по своим характеристикам не хуже XT. Поражает количество
представленных передних переключателей, их аж 5! Это обусловлено тем,
что в этой линейке помимо системы с 3 звездами есть мощная система с 2
звездами с заточкой под агрессивное катание. Дизайн новой линейки может
поконкурировать даже с XTR. Обновленные монетки работают в двух
плоскостях. Тормоза SLX на 20% эффективнее LX.

Deore XT
Рассчитана эта группа также на 27 скоростей, но на ее базе можно
собрать уже действительно профессиональный горный велосипед для любой
дисциплины, стоимость которого может быть до 4 000 у.е. Чтобы понять,
что это такое, скажу, что у переднего переключателя Deore XT внешняя и
внутренняя пластины имеют независимый ход. XT используют даже в
профессиональных велогонках и это не удивительно, так как эта группа
вплотную приближена к топовой линейке XTR. Также в можете почитать о
более новом 30-ти скоростном оборудовании Shimano XT Dyna-sys.

DXR
Эта линейка разрабатывалась специально для BMX. Это высокотехнолочные
односкоростные компоненты для профессиональных гонок. Немаловажную роль
в том, что была создана эта линейка сыграло внесение BMX в олимпийские
виды спорта. Линейка создана с учетом особенностей именно этих байков и
включает только тормоза системы v-brake и, соответственно, не имеет
переключатей.

Saint
Линейка Saint разработана для максимального контроля за MTB в самых агрессивных условиях, таких как Даунхилл, Slope, фрирайд в стиле North Shore.
Это самые надежные комплектующие во всей линейке Shimano. Моментальное
переключение без пустого хода, бескомпросиная влаго и грязезащита, 1 и 2
звездная система с высокопрочными шатунами, подшипники задней втулки
для снижения нагрузки разнесены на максимальное расстояние. Задний
переключатель, как и у Hone крепится к втулке. Дизайн этой «святой»
линейки выше всяких похвал.

XTR
XTR — в нем воплощено все самое лучшее, что было придумано
инженерами, дизайнерами и конструкторами Shimano. Это удел избранных
профессионалов. Для создания каждого шедевра этой линейки используются
лучшие титановые и алюминиевые сплавы, применяется карбон. Переключение
передач и торможение здесь осуществляется движением одной ручки в разных
плоскостях. Полный комплект этого совершенства с дисковыми тормозами
стоит около 2 000 у.е. Лучшие горные велосипеды собираются на этой
механике, так как она имеет легендарную надежность.
Существуют также несерийные компоненты, не относящиеся к какой-либо
определенной группе. К ним относятся некоторые тормоза, тормозные ручки,
каретки, втулки и системы. Конкурирует на рынке с Shimano только
американская фирма Sram.
|